13 ноября 2018

Итоговое сочинение как допуск к ГИА-11

Презентация по теме

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к государственной итоговой аттестации впервые введено в 2014/2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации в целях выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать, доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Нормативной базой проведения итогового сочинения (изложения) являются:

— приказ Министерства образования и науки РФ №1400 от 26.12.2013 года «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»;

— Методические материалы Рособрнадзора по проведению итогового сочинения (изложения) 2018/2019 учебного года;

— письмо Рособрнадзора от 23.10.2018 № 10-875 с перечнем основных изменений (дополнений, вносимых в методические документы, рекомендуемые к использованию при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2018/19 учебном году;

— приказ Министерства образования Омской области № 76 от 20.10.2017 «Об утверждении Порядка проведения итогового сочинения (изложения)».

Итоговое сочинение пишут все выпускники, освоившие программы среднего общего образования; по желанию итоговое сочинение могут писать выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Кроме сочинения, выпускник может написать итоговое изложение как допуск к государственной итоговой аттестации при условии, если он относится к следующей категории лиц:

— обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (далее – обучающиеся с ОВЗ), дети-инвалиды и инвалиды;

— обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

— обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Даты написания сочинения: первая среда декабря, первая среда февраля и первая рабочая среда мая. В 2018 году основной день написания сочинения (изложения) – 5 декабря 2018 года; повторные даты:
6 февраля 2019 года и 8 мая 2019 года.

До 21 ноября 2018 года (за две недели до основной даты сочинения (изложения) включительно) необходимо подать заявление вместе с согласием на обработку персональных данных.

Оценивается сочинение (изложение) по критериям, установленных для обучающихся: система оценки «зачет»/«незачет». Повторные даты определены для тех обучающихся, кто по уважительной причине не сможет написать сочинение (изложение) в основной срок, и для тех, кто получил «незачет». Причем получившие «незачет» могут пересдать дважды (после неудачного написания в феврале можно написать сочинение и в мае).

Сочинение (изложение) участник пишет в школе, где обучается по программам среднего общего образования. Директор школы в день проведения сочинения распределяет обучающихся в произвольном порядке по кабинетам. Участники рассаживаются за столы также в произвольном порядке по одному человеку за рабочий стол.

Во время написания сочинения в кабинете присутствует не менее двух педагогов, членов школьной комиссии, назначенных директором школы. Учителя, привлекаемые к работе в комиссии по проведению сочинения, не являются учителями 11 классов 2018/2019 учебного года.

Во время проведения итогового сочинения (изложения) на рабочем столе участников, помимо бланка регистрации и бланков записи (дополнительного бланка записи), находятся:

ручка (гелевая или капиллярная с чернилами черного цвета);

документ, удостоверяющий личность;

лекарства и питание (при необходимости);

орфографический словарь для участников итогового сочинения (орфографический и толковый словари для участников итогового изложения), выдаваемый членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения);

инструкция для участника итогового сочинения (изложения);

черновики;

специальные технические средства (для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов).

Во время проведения итогового сочинения (изложения) участникам итогового сочинения (изложения) запрещено иметь при себе средства связи, фото, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, собственные орфографические и (или) толковые словари. Участникам итогового сочинения (изложения) также запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика, другие литературные источники). Участники итогового сочинения (изложения), нарушившие установленные требования, удаляются с итогового сочинения (изложения) руководителем образовательной организации и (или) членом комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).

Публикуются темы итогового сочинения на открытых официальных ресурсах за 15 минут до проведения итогового сочинения по местному времени:
— http://ege.edu.ru (topic.ege.edu.ru)
— http://ege55.ru
— http://rustest.ru

Продолжительность выполнения – 3 часа 55 минут (235 минут), для обучающихся с ОВЗ увеличивается по их желанию на 1,5 часа. Инструктаж
во время написания работы не засчитывается.

Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10.00 час. по местному времени. Если кто-то из обучающихся опоздал, он будет допущен к написанию сочинения, но отдельных дополнительных инструктажей ему не будет проведено и время написания не будет увеличено.

Пользоваться на сочинении можно орфографическими словарями, которые приготовлены заранее в каждом кабинете (со своими словарями приходить нельзя). На изложении можно пользоваться заранее приготовленными орфографическими и толковыми словарями.

Срок действия итогового сочинения (изложения) как допуск к ГИА – бессрочный.

В случае предоставления сочинения при приеме на обучение в вузы оно действительно в течение 4-х лет, следующих за годом написания сочинения.

В целях получения объективных результатов проверять работы  будут эксперты комиссий, созданных на муниципальном уровне.

 

Что нужно знать о проверке сочинений (изложений) участникам и их родителям (законным представителям)?

 

К проверке по критериям оценивания, разработанным Рособрнадзором, допускаются итоговые сочинения (изложения), соответствующие установленным требованиям.

 

Требования к сочинению:

Требование № 1. Объем итогового сочинения

Рекомендуемое количество слов – от 350.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Требование № 2. Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объема собственного текста участника.

Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

 

Требования к изложению:

Требование № 1. Объем итогового изложения

Рекомендуемое количество слов – 250-300.

Максимальное количество слов в изложении не устанавливается: участник должен исходить из содержания исходного текста. Если в изложении менее 150 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).

Требование № 2. Самостоятельность написания итогового изложения

Итоговое изложение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание изложения из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст и др.).

Если изложение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).

Если сочинение (изложение) не соответствует требованию № 1 и (или) требованию № 2, то выставляется «незачет» за соответствующее требование и «незачет» за всю работу в целом (такие итоговые сочинения (изложения) не проверяются по критериям оценивания).

 

Итоговое сочинение (изложение), соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям.

Критерии оценивания итогового сочинения (изложение):

  1. Соответствие теме (содержание изложения).
  2. Аргументация. Привлечение литературного материала (логичность изложения).
  3. Композиция и логика рассуждения (использование элементов стиля исходного текста).
  4. Качество письменной речи.
  5. Грамотность.

 

Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке и «зачет» по одному из других критериев).

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2018/19 учебного года:

  1. «Отцы и дети».
  2. «Мечта и реальность».
  3. «Месть и великодушие».
  4. «Искусство и ремесло».
  5. «Доброта и жестокость».

Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинения и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.

В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2018/19 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать пять тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).

Ниже дается краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах (на родительском собрании этот фрагмент может прокомментировать учитель русского языка и литературы).

 

Тематическое
направление
Комментарий
1. «Отцы и дети» Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».

Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения

2. «Мечта и реальность» Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений
о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям
3. «Месть и великодушие» В рамках данного направления можно рассуждать
о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями
о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются
в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев
в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане
4. «Искусство и ремесло» Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника
и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу
5. «Доброта и жестокость» Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить
и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат
к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения