20 января 2015

Профессиональный стандарт педагога как условие повышения его профессиональной компетенции

19 января для педагогов гимназии состоялся семинар по теме «Профессиональный стандарт педагога как условие повышения его профессиональной компетенции».  На семинаре выступил доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ОмГПУ А.А. Петрусевич. Он познакомил коллектив гимназии со структурой педагогического стандарта, остановился на ключевых положениях стандарта.

Аркадий Аркадьевич сказал, что расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии её оценки.

Согласно профессионального стандарта, педагог должен использовать специальные подходы к обучению и воспитанию, для того чтобы включить в образовательный процесс любых учеников: со специальными потребностями в образовании, одарённых, с ограниченными возможностями здоровья, для которых русский язык не является родным и других.

Педагогу вменяется в обязанность умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и в социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и прочее.

Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, «неотделимым от его профессиональных компетенций, таким как готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей». Предполагается также поддержка учителем развития коммуникативной компетентности обучающихся, формирования системы регуляции ими своего поведения и деятельности, освоения и смены видов ведущей деятельности, формирования детско-взрослых сообществ, становления картины мира, работа с родителями, семьёй, местным сообществом.

Обсуждение стандарта вызвало живой интерес в коллективе гимназии. В результате семинара было принято следующее решение:

  1. Определить одним из приоритетных направлений работы гимназии – совершенствование деятельности учителей предметников по повышению профессиональной компетентности в условиях реализации «Профессионального стандарта педагога».
  2. Включить в план самообразования каждого педагога направления связанные с положениями «Профессионального стандарта педагога» в области повышения профессиональной компетенции.
  3. Включить в тематику заседаний предметных кафедр изучение перечня профессиональных компетенций учителя в условиях внедрения профессиональных стандартов.