Этапы формирование креативного мышления (основная школа)

thumbnail-image
Классы Цели для формирования КМ Методика КМ Формы КМ 

Результат 

5-6 Создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала личности школьника 1. Решения изобретательских задач (Г. С. Альтшуллер) в ее педагогической интерпретации (ТРИЗ-педагогика) 

2. Теория непрерывного формирования творческого мышления НФТМ-ТРИЗ (М. М. Зиновкина) 

3. Теория применения открытых задач в обучении (А. А. Гин). 

4. Система творческих заданий на основе открытых задач (П. М. Горев, В. В. Утёмов) 

Игры 

Задания-головоломки 

Творческие задания 

Развитию смекалки, появление уверенности в творческих возможностях 
7-9 Включение учащихся в процесс освоения современными методами научно-технического творчества Методы генерирования новых идей на основе известных алгоритмов (например, алгоритма генерации идей С. Малкина) См. ниже блок-схему 

Моделирование 

Интерес и способность к творчеству, к созданию принципиально новых решений актуальных проблемных задач 
10-11 Создание условий для погружения учащихся в атмосферу научно-исследовательского познания и продуктивной дельности Разработка, осуществление, публичная защита и продвижение социально значимых проектов в образовательном пространстве гимназии; разработка исследовательских работ учеников Проектная деятельность Формированию у подростков научной одаренности, лидерских качеств и активной жизненной позиции 

 

Развернутая блок-схема алгоритма решения творческих задач С.Малкина 

 

  1. ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ (задачи, как она известна, как её поняли) 
  1. ЦЕЛЬ (что хотите получить). Описать количественно нынешний уровень, как выглядит, что нельзя менять в системе, как измерить успех, минимальный допустимый уровень результата. Зачем это нужно? (Задать вопрос до пяти раз.) Что этому мешает? Записать цель. 
  1. ИКР (все системы имеют тенденцию улучшаться в направлении идеальности). Сама собой достигается (неважно как) цель при условиях … (где? когда?) 
  1. ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЯ ПОИСКА (ответить на три вопроса о функциях) 
 
 
 
4.1. Что нужно увеличить или улучшить? 4.2.Что нужно устранить, уменьшить, удалить? 4.3. Какой элемент должен быть, чтобы обеспечить полезный результат, и не должен быть, чтобы устранить вредный результат? 4.4. Какое действие должно выполняться, чтобы был полезный результат, и не должно выполняться, чтобы устранить вред? 4.5. Какое условие (параметр) должно иметь одно значение, чтобы обеспечить пользу, и должно иметь другое значение, чтобы устранить вред? 
  1. ПОИСК ИДЕИ (найти больше идей по выбранному или каждому направлению поиска). Использовать список абстрактных изобретательских приемов. 
РЕСУРСЫ ВРЕМЯ ПРОСТРАНСТВО СТРУКТУРА УСЛОВИЯ ПАРАМЕТРЫ 
Энергия Заранее Другое измерение Исключение Частично Вакцинация 
Вещество После Ассиметрия Дробление Избыточно Изоляция 
Информация Пауза Матрешка Объединение Согласованно Противодеяние 
Производные Ускорить Вынесение Посредник Динамично Одноразовый 
Концентрация Замедлить Локализация Копия Управляемо Инверсия 
ВЫБОР: прием и какой ресурс появляется? (Выбрать несколько приемов, рассмотреть их сочетания). Записать приемы. 
Сочетания двух, трех приемов (что дают?) 
Определить сущность изменения выбранной функции 
Элементы или объекты, с которыми работает система 
Действия, взаимодействия или процессы 
Окружающая среда или соседние системы 
  1. КОНЦЕПЦИЯ (какое сочетание приемов дает нужный ресурс улучшения системы?). Оценить полезность или вредность идей, собрать взаимодополняющие идеи в концепцию решения, сформулировать возможные новые задачи и повторить для них процесс генерации идей, разработать план внедрения. 
Записать идеи, которые разрешают проблему разными способами 
Выбрать идеи, которые имеют противоположные достоинства и недостатки (Как можно их объединить, сохранив достоинства и уменьшив недостатки?) 
Если возникли новые задачи, повторить для них генерацию идей.