Государственная итоговая аттестация

для участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования
(ГИА-9, ГИА-11) в 2020 году

Для проведения ГИА на территории Российской Федерации и за ее пределами устанавливаются сроки и продолжительность проведения экзаменов по каждому учебному предмету. Экзамены проводятся в досрочный, основной и дополнительный периоды. В каждом из периодов проведения экзаменов предусматриваются резервные сроки. Сроки проведения ГИА-9, ГИА-11 устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования. Информация о сроках размещается на официальных информационных порталах в сети «Интернет» http://ege.edu.ru/http://gia.edu.ru/.

Сроки, места и порядок подачи и рассмотрения апелляций.

  1. Участники ГИА могут подать в письменной форме апелляцию о нарушении порядка проведения ГИА и (или) о несогласии с выставленными баллами в конфликтную комиссию Омской области (далее – конфликтная комиссия).
  2. Конфликтная комиссия не рассматривает апелляции по вопросам содержания и структуры экзаменационных материалов по учебным предметам, а также по вопросам, связанным с оцениванием результатов выполнения заданий экзаменационной работы с кратким ответом, нарушением обучающимся требований порядка проведения ГИА или неправильного оформления экзаменационной работы.
  3. При рассмотрении апелляции при желании могут присутствовать участник ГИА и (или) его родители (законные представители), а также общественные наблюдатели.
  4. Рассмотрение апелляции проводится в спокойной и доброжелательной обстановке.
  5. Апелляцию о нарушении установленного порядка проведения ГИА участник ГИА подает в день проведения экзамена по соответствующему учебному предмету, не покидая пункта проведения экзамена (далее – ППЭ), члену ГЭК.
  6. При удовлетворении апелляции результат экзамена, по процедуре которого обучающимся была подана апелляция, аннулируется и обучающемуся предоставляется возможность сдать экзамен по соответствующему учебному предмету в другой день, предусмотренный расписанием ГИА.
  7. Апелляция о несогласии с выставленными баллами подается в течение двух рабочих дней, следующих за официальным днем объявления результатов экзамена по соответствующему учебному предмету.
  8. Участники ГИА подают апелляцию о несогласии с выставленными баллами непосредственно в конфликтную комиссию или в образовательную организацию, в которой они были допущены в установленном порядке к ГИА.
  9. Руководитель образовательной организации, принявший апелляцию, незамедлительно передает ее в конфликтную комиссию.
  10. Участники ЕГЭ подают апелляцию о несогласии с выставленными баллами непосредственно в конфликтную комиссию.
  11. Конфликтная комиссия осуществляет прием апелляций о несогласии с выставленными баллами по адресу: г. Омск, ул. Куйбышева, 69.
  12. Участники ГИА информируются о времени и месте рассмотрения апелляций.
  13. По результатам рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами конфликтная комиссия принимает решение об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов либо об удовлетворении апелляции и выставлении других баллов. При этом в случае удовлетворения апелляции количество ранее выставленных баллов может измениться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения количества баллов.
  14. В случае выявления ошибок в обработке и (или) проверке экзаменационной работы конфликтная комиссия передает соответствующую информацию в РИАЦ с целью пересчета результатов ГИА.
  15. После утверждения ГЭК результаты ГИА передаются в образовательные организации, органы местного самоуправления для ознакомления обучающихся с полученными ими результатами.
  16. Конфликтная комиссия рассматривает апелляцию о нарушении установленного порядка проведения ГИА в течение двух рабочих дней, а апелляцию о несогласии с выставленными баллами – четырех рабочих дней с момента ее поступления в конфликтную комиссию.

Участники экзаменов вправе отозвать апелляцию:

  1. о нарушении Порядка в день ее подачи;
  2. о несогласии с выставленными баллами в течение одного рабочего дня, следующего за днем подачи указанной апелляции, но не позднее дня заседания конфликтной комиссии.
  3. Для этого участник экзаменов подает заявление об отзыве поданной им апелляции в конфликтную комиссию по адресу: г. Омск, ул. Куйбышева, 69.
  4. В случае отсутствия указанного заявления конфликтная комиссия рассматривает его апелляцию в установленном порядке.

Сроки, места и порядок информирования о результатах ГИА.

После утверждения ГЭК (в том числе изменение или аннулирование) результаты ГИА в течение одного рабочего дня передаются в образовательные организации, а также органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, для ознакомления обучающихся, выпускников прошлых лет с утвержденными результатами. Ознакомление обучающихся, выпускников прошлых лет с утвержденными ГЭК результатами ГИА по учебному предмету осуществляется в течение одного рабочего дня со дня их передачи в образовательные организации, а также органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования. Указанный день считается официальным днем объявления результатов ГИА.

При выявлении до 1 марта года, следующего за годом проведения экзамена, Рособрнадзором случаев нарушения порядка ГИА участниками ЕГЭ после официального дня объявления их результатов председатель ГЭК принимает решение о приостановке действия указанных результатов ЕГЭ до выяснения обстоятельств.

Информирование обучающихся о результатах ГИА-11 с использованием информационно-коммуникационных технологий осуществляется с использованием сайта http://ege.edu.ru/ .

С порядками проведения ГИА-9 и ГИА-11 можно ознакомиться на сайтах: http://mobr.omskportal.ru,  http://ege55.ru, http://ege.edu.ru, http://gia.edu.ru, а также в справочной правовой системе «КонсультантПлюс».

 

Итоговое сочинение как допуск к ГИА-11

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к государственной итоговой аттестации впервые введено в 2014/2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации в целях выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать, доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Нормативной базой проведения итогового сочинения (изложения) являются:

  • приказ Министерства просвещения Российской Федерации
    и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
    от 7 ноября 2018 года № 190/1512 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»;
  • Методические материалы Рособрнадзора по проведению итогового сочинения (изложения) 2019/2020 учебном году;
  • приказ Министерства образования Омской области от 20 октября
    2017 года № 76 «Об утверждении Порядка проведения итогового сочинения (изложения)».

Итоговое сочинение пишут все выпускники, освоившие программы среднего общего образования; по желанию итоговое сочинение могут писать выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Итоговое изложение как допуск к государственной итоговой аттестации могут писать выпускники при условии, если они относятся к следующей категории лиц:

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (далее – обучающиеся с ОВЗ), дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Оценивается сочинение (изложение) по критериям, установленным для обучающихся: система оценки «зачет»/«незачет».

Даты написания сочинения: первая среда декабря, первая среда февраля и первая рабочая среда мая. В 2019 году основной день написания сочинения (изложения) – 4 декабря 2019 года; повторные даты:
5 февраля 2020 года и 6 мая 2020 года.

Повторные даты определены для тех обучающихся, которые по уважительной причине не могут написать сочинение (изложение) в основной срок, и для тех, кто получил «незачет». Причем получившие «незачет» могут пересдать дважды (после неудачного написания в феврале можно написать сочинение и в мае).

До 20 ноября 2019 года (за две недели до основной даты сочинения (изложения) включительно) необходимо подать заявление вместе с согласием на обработку персональных данных.

Сочинение (изложение) участник пишет в школе, где обучается по программам среднего общего образования. Директор школы в день проведения сочинения распределяет обучающихся в произвольном порядке по кабинетам. Участники рассаживаются за столы также в произвольном порядке по одному человеку за рабочий стол.

Во время написания сочинения в кабинете присутствуют не менее двух педагогов, членов школьной комиссии, назначенных директором школы. Учителя, привлекаемые к работе в комиссии по проведению сочинения, не являются учителями 11 классов 2019/2020 учебного года.

Во время проведения итогового сочинения (изложения) на рабочем столе участников, помимо бланка регистрации и бланков записи (дополнительного бланка записи), находятся:

  • ручка (гелевая или капиллярная с чернилами черного цвета);
  • документ, удостоверяющий личность;
  • лекарства и питание (при необходимости);
  • орфографический словарь для участников итогового сочинения (орфографический и толковый словари для участников итогового изложения), выдаваемый членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения);
  • инструкция для участника итогового сочинения (изложения);
  • черновики;
  • специальные технические средства (для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов).

Во время проведения итогового сочинения (изложения) участникам итогового сочинения (изложения) запрещено иметь при себе средства связи, фото, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, собственные орфографические и (или) толковые словари. Участникам итогового сочинения (изложения) также запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика, другие литературные источники). Участники итогового сочинения (изложения), нарушившие установленные требования, удаляются с итогового сочинения (изложения) руководителем образовательной организации и (или) членом комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).

Продолжительность выполнения работы – 3 часа 55 минут (235 минут), для обучающихся с ОВЗ увеличивается по их желанию
на 1,5 часа. Инструктаж во время написания работы не засчитывается.

Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10.00 час. по местному времени. Если кто-то из обучающихся опоздал, он будет допущен к написанию сочинения, но без дополнительных инструктажей и без увеличения времени написания.

Темы итогового сочинения (изложения) публикуются на открытых официальных ресурсах за 15 минут до проведения итогового сочинения по местному времени:

Срок действия итогового сочинения (изложения) как допуск к ГИА – бессрочный.

В случае предоставления сочинения при приеме на обучение в вузы оно действительно в течение 4-х лет, следующих за годом написания сочинения.

В целях получения объективных результатов работы проверяют эксперты комиссий, созданных на муниципальном уровне.

Что нужно знать о проверке сочинений (изложений) участникам и их родителям (законным представителям)?

К проверке по критериям оценивания, разработанным Рособрнадзором, допускаются итоговые сочинения (изложения), соответствующие установленным требованиям.

Требования к сочинению:

Требование № 1. Объем итогового сочинения

Рекомендуемое количество слов – от 350.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Требование № 2. Самостоятельность написания итогового сочинения

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объема собственного текста участника.

Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Требования к изложению:

Требование № 1. Объем итогового изложения

Рекомендуемое количество слов – 250 – 300.

Максимальное количество слов в изложении не устанавливается: участник должен исходить из содержания исходного текста. Если в изложении менее 150 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).

Требование № 2. Самостоятельность написания итогового изложения

Итоговое изложение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание изложения из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст и др.).

Если изложение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).

Если изложение не соответствует требованию № 1 и (или) требованию № 2, то выставляется «незачет» за соответствующее требование и «незачет» за всю работу в целом (такие итоговые изложения не проверяются по критериям оценивания).

Итоговое сочинение (изложение), соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям.

Критерии оценивания итогового сочинения (изложение):

  1. Соответствие теме (содержание изложения).
  2. Аргументация. Привлечение литературного материала (логичность изложения).
  3. Композиция и логика рассуждения (использование элементов стиля исходного текста).
  4. Качество письменной речи.
  5. Грамотность.

Для получения отметки «зачет» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке и «зачет» по одному из других критериев).

Итоговое сочинение (изложение), с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

Совет по вопросам проведения итогового сочинения (изложения) в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2018/19 учебного года:

  1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги.
  2. «Надежда и отчаяние».
  3. «Добро и зло».
  4. «Гордость и смирение».
  5. «Он и она».

Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинения и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.

В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2019/20 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать пять тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).

Ниже дается краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах (на родительском собрании этот фрагмент может прокомментировать учитель русского языка и литературы).

Тематическое
направление
Комментарий
1.«Война и мир» – к 150-
летию великой книги 
Темы, связанные с данным направлением, предполагают попытку осмысления важнейших
исторических и нравственно-философских уроков знаменитой толстовской эпопеи. Опираясь на духовный опыт, воплощенный в великой книге, важно поделиться собственными размышлениями о вечном стремлении человека к миру и гармонии, о причинах разлада и поисках согласия между людьми в семейных и социальных отношениях, о многозначности понятий «война» и «мир» и их сложном соотношении, о природе подлинного героизма и патриотизма, а также о других вечных проблемах, неизменно находящих отклик в литературных произведениях
2.Надежда и отчаяние В широком мировоззренческом аспекте понятия «надежда» и «отчаяние» могут быть соотнесены с выбором активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда помогает человеку выстоять в тяжелых жизненных ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться на волю обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в людей и собственные силы, добро и справедливость. Проиллюстрировать проявления этих разных жизненных позиций можно, обратившись к произведениям отечественной и зарубежной литературы
3.Добро и зло Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления
4.Гордость и смирение Данное направление предполагает осмысление
понятий «гордость» и «смирение» в философском, историческом и нравственном аспекте с учетом многозначности их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений. Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие «смирение» – как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию. Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также примеров из литературных произведений остаются за автором сочинения
5.Он и онаВзаимоотношения между мужчиной и женщиной, как в личной, так и в социальной сфере, всегда волновали отечественных и зарубежных писателей, публицистов, философов. Темы сочинений данного направления дают возможность рассмотреть разные проявления этих отношений: от дружбы и любви до конфликта и обоюдного неприятия. Предметом размышления может стать и многообразие взаимоотношений мужчины и женщины в социальном, культурном, семейном контексте, включая духовные связи между ребенком и родителями. Обширный литературный материал содержит примеры осмысления тончайших нюансов духовного сосуществования двух миров, именуемых «он» и «она»

Готовимся к экзаменам

ГИА-2020: изменения